ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЭ ТИПА ВС

Техническая эксплуатация ВС обеспечивается системой ТЭ, являющейся сложной многофункциональной производственно-технологической системой, функционирование которой в общем случае характеризуется двумя основными условиями:

необходимое — поддержание и восстановление летной годности ВС в про­цессе эксплуатации;

достаточное — технико-экономическая эффективность технической эксплуа­тации ВС.

Реализация указанных условий обеспечивается множеством частных крите­риев, параметров и факторов, характеризующих свойства составных частей и элементов системы ТЭ, отдельных ее функций и системы в целом.

Деятельность эксплуатантов, летная годность ВС, технико-технологические процессы и процедуры технической эксплуатации ВС ГА регламентируются множеством документов различного уровня, а именно:

— международного (межгосударственные соглашения, циркуляры ИКАО и т. д.);

— федерального (Федеральные авиационные правила, руководства, стан­дарты, инструкции и т. д.);

— авиапредприятия (стандарты предприятия, приказы, распоряжения и тщ.).

Однако нормативные документы, определяющие систему ТЭ как единое це­лое, а также принципы и условия ее формирования, функционирования и кор­ректировки на различных этапах разработки, испытаний и эксплуатации каждо­го нового типа ВС в отечественной ГА до недавнего времени отсутствовали. Это обстоятельство объясняется как отсутствием методологической базы, так и вто­ростепенным вниманием директивных органов к проблемам технической экс­плуатации ВС в условиях существовавшего государственного регулирования и планирования процессов создания новых типов ВС и внедрения их в эксплуата­цию.

Построение сложных многофункциональных технических систем и органи­зация их производства наиболее эффективно обеспечиваются программно­целевым планированием, при котором определяются как цели и задачи конкрет­но решаемой проблемы, так и методы и условия ее практической реализации. Примерами такого программного подхода являются: техническое задание (ТЗ) на разработку нового типа ВС, технические условия (ТУ) на серийное производ­ство ВС и комплексы мероприятий (директивные планы) по организационно­техническому и материально-финансовому обеспечению решаемых задач.

Теория и практика работ по формированию систем ТЭ новых типов отечест­венных ВС, выполненных в 90-е годы, позволяют сформулировать общие прин­ципы формирования характеристик системы ТЭ нового типа ВС на основе про­граммы ТОиР, основные положения которой следующие.

Программа ТОиР ВС представляет собой «…единый документ, который оп­ределяет эффективность системы ТОиР в соответствии с принятыми методами и режимами технической эксплуатации ВС, характеризующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает порядок обеспечения и корректи­ровки этих характеристик на протяжении ресурса (срока службы) — с начала эксплуатации и до списания ВС» [2]. Следует отметить, что система ТОиР, до­полненная организационными структурами обеспечения ТЭ, и является систе­мой ТЭ типа ВС.

Программа ТОиР является основой для разработки эксплуатационной и ре­монтной документации и должна обеспечивать формирование и внедрение в эксплуатационных и ремонтных предприятиях (в организациях заказчика) сис­темы ТЭ ВС данного типа на протяжении всего срока их службы с начала экс­плуатации и до списания.

Требования к содержанию и построению программы ТОиР ВС гражданской авиации определены ГОСТ 28056, некоторые положения которого приведены ниже.

Ответственным исполнителем программы ТОиР является головной разра­ботчик ВС. Программу ТОиР составляют на ВС в целом. Разработчики покуп­ных изделий (комплексов, двигателей, систем и отдельных изделий), устанавли­ваемых на ВС, представляют головному разработчику ВС согласованные с ним программы ТОиР изделий для использования при составлении программы ТОиР ВС. Требования к содержанию программ ТОиР изделий, необходимые для обес­печения их технической эксплуатации, устанавливает головной разработчик ВС на основании требований технического задания на ВС.

Порядок подготовки и корректировки программы ТОиР по этапам разработ­ки, испытаний и эксплуатации ВС должен быть следующим:

■ техническое предложение — план-проспект программы ТОиР;

■ эскизный проект (макет) — проект программы ТОиР;

■ заводские испытания — проект программы ТОиР, скорректированный по результатам заводских испытаний ВС;

* государственные испытания — программа ТОиР, скорректированная по результатам государственных испытаний ВС;

■ эксплуатационные испытания — программа ТОиР, утвержденная заказчи­ком;

■ период эксплуатации — корректировка программы ТОиР.

Программа ТОиР должна содержать все сведения, необходимые для разра­ботки эксплуатационной и ремонтной документации, формирования системы ТОиР ВС, организации и планирования производственной деятельности экс­плуатационных и ремонтных предприятий на протяжении срока службы с нача­ла эксплуатации и до списания ВС.

Программа ТОиР ВС может включать следующие разделы: «Общие положе­ния», «Ожидаемые условия технической эксплуатации», «Эксплуатационно­технические характеристики ВС как объекта ТоиР», «План ТОиР ВС», «Матери­ально-техническое обеспечение ТоиР», «Информационное обеспечение ТоиР», «Эффективность программы ТоиР», приложения.

В каждом разделе программы ТОиР должны быть соответствующие требо­вания ТЗ (ТТЗ) заказчика и нормативно-технических документов (НТД) к сис­теме ТОиР данного типа ВС, а также сведения о выполнении этих требований по следующим этапам технической эксплуатации: освоение эксплуатации — в тече­ние года после начала эксплуатации типа ВС; гарантийная эксплуатация; после­гарантийная эксплуатация.

В разделе «Общие положения» могут содержаться: основание для разработ­ки программы ТОиР; ее цель, назначение, особенности и область применения; связь программы ТОиР с типовой технической документацией; основные на­правления и этапы формирования системы ТОиР, принципы обеспечения экс­плуатационной надежности и эффективности технической эксплуатации ВС данного типа; применяемые методы эксплуатации и стратегии восстановления изделий; основные направления работ по обеспечению ресурсов и сроков служ­бы ВС; особенности организации и планирования деятельности эксплуатацион­ных и ремонтных предприятий; специальные термины, обозначения и сокраще­ния, используемые в программе ТоиР; другие сведения, раскрывающие особен­ности данной программы ТОиР.

В разделе «Ожидаемые условия технической эксплуатации» приводят сово­купность факторов, признанных допустимыми при технической эксплуатации ВС данного типа, и планируемые изменения этих факторов с начала эксплуата­ции и до списания ВС в виде следующих подразделов: «Внешние эксплуатаци­онные факторы», «Условия технического обслуживания», «Условия ремонта», «Технические требования к ТоиР».

Подраздел «Внешние эксплуатационные факторы» может представлять со­бой сочетание следующих тем: параметры летной эксплуатации ВС; условия внешней среды; варианты применения ВС.

Тема «параметры летной эксплуатации ВС» должна содержать все предель­ные значения параметров полета ВС (высота, скорость, продолжительность, пе­регрузки, полетная масса ВС, характеристика взлетно-посадочной полосы — ВПП и т. д.), выход за которые при эксплуатации ВС обуславливает необходи­мость выполнения работ ТОиР в соответствии с эксплуатационной или ремонт­ной документацией.

Значения параметров, при необходимости, указывают в виде допустимого интервала изменений.

Тема «условия внешней среды» должна содержать все виды ограничений па­раметров внешней среды: климатических (температура, влажность, град, пыль и т. д.), химических (наличие, в воздухе, топливе, жидкостях химических приме­сей), электромагнитных (наличие излучений от источника электромагнитных волн), освещенности рабочих мест и другие, определяющие нормальные усло­вия при ТОиР ВС или обуславливающие необходимость выполнения дополни­тельных работ при нарушении этих условий.

Значения параметров указывают в виде верхних (нижних) границ.

Тема «варианты применения ВС» должна содержать все возможные вариан­ты применения ВС: пассажирский, грузовой, специальный или другие — и вклю­чать интенсивность их эксплуатации (суточный и годовой налет), параметры летной эксплуатации и условия внешней среды, определяющие различие в ре­жимах ТОиР ВС, в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией.

Подраздел «Условия технического обслуживания» должен содержать все сведения, необходимые для организации и планирования технического обслу­живания ВС в эксплуатационном предприятии, и включать: структуру регламен­та ТО с указанием правил назначения к выполнению, трудоемкости и продол­жительности каждой формы ТО, рекомендуемые формы организации выполне­ния ТО (поэтапный, блочный, зонный и т. д.), состав исполнителей (количество, квалификация и специализация и т. д.) по каждой форме ТО (включая лабора­торные проверки изделий) и их загруженность, организацию и выполнение ра­бот по поиску и устранению неисправностей при ТО, организацию и выполне­ние работ по бюллетеням, плановой замене агрегатов и текущему ремонту.

Подраздел «Условия ремонта» должен содержать сведения, необходимые для организации и планирования ремонта ВС и включать: виды и формы ремон­тов с указанием правил назначения к выполнению, трудоемкости и продолжи­тельности всех видов и форм ремонтов, рекомендуемые формы организации вы­полнения ремонтов (поэтапный, блочный, зонный, стендовый и т. д.), перечень специальностей исполнителей и квалификационные требования к ним, техноло­гические особенности выполнения ремонтов (по состоянию, замена, регулиров­ка, восстановление и т. д.).

Подраздел «Технические требования к ТОиР» должен содержать сведения, определяющие технические условия выполнения работ ТОиР при техническом обслуживании и ремонте (раздельно) и включать: общие требования к оснащен­ности (производственные площади, энергосиловое хозяйство, подъемно­транспортные средства и т. д.); технические требования к техническому состоя­нию оборудования, средств наземного обслуживания и контрольно-проверочной аппаратуры общего и специального назначения, инструмента и оснастки, при­меняемым при ТОиР; технические требования к документации (учет, хранение и условия применения); условия проведения нормоконтроля и метрологической экспертизы средств ТОиР, оборудования, измерительной аппаратуры, эксплуа­тационной и ремонтной документации; нормативные требования к учету выпол­нения работ ТОиР и контролю их качества; особенности условий труда при вы­полнении работ ТОиР и основные требования техники безопасности и пожарной

безопасности.

В разделе «Эксплуатационно-технические характеристики ВС как объекта ТОиР» приводят технические, конструктивные, эксплуатационные и ремонтные характеристики ВС как объекта в системе ТОиР в виде следующих подразделов: «Технические характеристики», «Конструктивные особенности», «Показатели надежности», «Показатели технологичности и контролепригодности».

Подраздел «Технические характеристики» должен содержать сведения, не­обходимые для технологической подготовки предприятий к ТОиР ВС данного типа: общие данные ВС (габаритные размеры ВС, люков, отсеков, входных две­рей); размеры и массы агрегатов планера, двигателя, вспомогательных силовых установок (ВСУ), основных изделий систем и оборудования; массу и центровку пустого и снаряженного ВС, сведения о загрузке (в том числе коммерческой, загрузке топлива и снаряжения); сведения о регулировках (органов управления ВС, двигателей, систем и оборудования); применяемые топлива, масла, рабочие жидкости и газы; вместимости систем (топливных кессонов, баков гидравличе­ской, кислородной, пожарной и др. систем); требуемые характеристики аэро­дромного электропитания (напряжение, частота, мощность, нелинейные иска­жения).

Подраздел «Конструктивные особенности» должен содержать сведения, не­обходимые для организации и планирования технологических процессов ТОиР: конструктивные и технологические различия по модификациям ВС; сведения об агрегатировании (основные технологические разъемы и соединения, схемы раз­мещения зарядно-заправочных узлов и их виды, транспортировочные и таке­лажные узлы); применяемые материалы основной конструкции; сведения о до­пускаемом обезличивании изделий, сборочных единиц и деталей при ТОиР; принятые конструктивные принципы единственности сборки систем, изделий и коммуникаций

Подраздел «Показатели надежности» должен включать количественные по­казатели надежности, характеризующие ВС, его системы и оборудование в ожи­даемых условиях летной и технической эксплуатации и в зависимости от вари­антов применения. В число обязательных показателей включают.

■ показатели безотказности (средняя наработка на отказ для ВС в целом и раздельно по функциональным системам и основным изделиям; вероятности возник­новения особых ситуаций в полете из-за отказов в функциональных системах);

■ показатели долговечности начальные и полные (ресурсы и сроки службы ВС; ресурсы и сроки службы изделий, у которых они менее соответствующих величин для ВС).

Номенклатуру и значения дополнительных показателей надежности опреде­ляют в соответствии с требованиями ТЗ заказчика и НТД по надежности ВС, их систем и оборудования.

Подраздел «Показатели технологичности и контролепригодности» должен включать количественные и качественные характеристики технологичности ВС в целом, его систем и оборудования, отражающие оперативные затраты труда и времени на ТОиР, обеспечение доступа к изделиям, их легкосъемность, контро­лепригодность и взаимозаменяемость в ожидаемых условиях ТОиР и вариантах применения ВС.

В разделе «План ТОиР ВС» приводят сведения о всех работах ТОиР и усло­виях их выполнения на объектах ТОиР в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией ВС в виде следующих подразделов: «Общая часть», «План ТОиР планера», «План ТОиР функциональных систем».

План ТОиР силовой установки составляет разработчик двигателя как от­дельную часть плана ТОиР ВС в соответствии с требованиями данного раздела.

Подраздел «Общая часть» должен содержать сведения об основных положе­ниях плана ТОиР и включать: назначение и особенности плана ТОиР типа ВС; связь плана ТОиР с условиями эксплуатации и характеристиками ВС; перспек­тивы и направления совершенствования плана ТОиР по этапам эксплуатации; плановые и неплановые виды ТОиР и правила их назначения к выполнению; перечень доказательной документации по плану ТОиР; минимальный перечень исправного оборудования, необходимого для вылета (перечень отказов и неис­правностей, с которыми разрешается отправка ВС в рейс или эксплуатация до очередной формы ТО).

Подраздел «План ТОиР планера» должен содержать перечень и условия вы­полнения работ ТОиР на силовых элементах, узлах и агрегатах планера, шасси, системах штурвального управления и изменения конфигурации, перечень и ус­ловия работ на другом оборудовании, которое не снимается и не заменяется на ВС при плановых вицах ТОиР, а также перечень параметров, контролируемых при ТОиР планера.

Подраздел «План ТОиР функциональных систем» должен содержать пере­чень и условия выполнения работ ТОиР на функциональных системах и ком­плектующих изделиях ВС, подлежащих ТОиР в процессе эксплуатации ВС, а также перечень параметров, контролируемых при ТОиР функциональных сис­тем и изделий.

При установке на ВС однотипных изделий, выполняющих различные функ­ции в одной или нескольких системах, план ТОиР составляют раздельно в соот­ветствии с выполняемыми функциями каждого изделия.

В разделе «Материально-техническое обеспечение ТОиР» приводят сведе­ния об особенностях организации и планирования материального и техническо­го обеспечения эксплуатации ВС в ожидаемых условиях, необходимые для ор­ганизации и выполнения ТОиР ВС на эксплуатационном и ремонтном предпри­ятиях, включая условия и нормативы документального, материального и техни­ческого обеспечения в системе ТОиР данного ВС в виде следующих подразде­лов: «Обязательства разработчика и изготовителя», «Обеспечение документаци­ей для ТоиР», «Обеспечение средствами наземного обслуживания и контрольно­проверочной аппаратурой для ТоиР», «Нормы расхода запасных частей, мате­риалов и инструмента для ТоиР», «Подготовка специалистов для ТоиР», «Орга­низация материально-технического обеспечения ТоиР».

Подраздел «Обязательства разработчика и изготовителя» должен содержать сведения о гарантийных обязательствах изготовителя ВС; сведения об обяза­тельствах изготовителей систем, изделий и оборудования, которые не входят в обязательства изготовителя ВС; сведения о взаимных обязательствах предпри­ятий промышленности и заказчика по обеспечению нормальной технической эксплуатации ВС данного типа на различных эксплуатационных и ремонтных предприятиях с начала эксплуатации и до списания ВС.

Подраздел «Обеспечение документацией для ТОиР» должен содержать све­дения об эксплуатационной и ремонтной документации в части соответствия стандартам и другим нормативным документам по комплектности, условиям и срокам поставки и особенностям отработки, а также специфике применения документации на эксплуатационных и ремонтных предприятиях в зависимости от условий эксплуатации ВС.

Подраздел «Обеспечение средствами наземного обслуживания и контроль­но-проверочной аппаратурой для ТОиР» должен содержать перечень, особенно­сти применения и условия обеспечения эксплуатационных и ремонтных пред­приятий средствами наземного обслуживания, контрольно-проверочной аппара­турой и технологическим оборудованием, необходимыми для ТОиР ВС в ожи­даемых условиях эксплуатации и ремонта, а также сведения о номенклатуре специальных средств и нестандартного оборудования, необходимых для ремон­та ВС.

Подраздел «Нормы расхода запасных частей, материалов и инструмента для ТОиР» должен содержать сведения о планируемых потребностях эксплуатаци­онных и ремонтных предприятий в инструменте, материалах и запасных частях, в том числе сведения: о применяемых методиках расчета норм и расчетных ус­ловиях; удельные суммарные стоимости запасных частей, инструмента и мате­риалов по ВС в целом, необходимых для ТОиР (раздельно для эксплуатацион­ных и ремонтных предприятий); номенклатуре и удельных нормах расхода ма­териалов, применяемых при ТОиР ВС (раздельно для эксплуатационных и ре­монтных предприятий); особенностях поставки запасных частей и инструмента на эксплуатационные и ремонтные предприятия; общие положения внеплановой по­ставки изделий, материалов и инструмента для восстановления поврежденных ВС.

Подраздел «Подготовка специалистов для ТОиР» должен содержать сведе­ния о подготовке разработчиком и изготовителем ВС специалистов эксплуата­ционных и ремонтных предприятий для ТОиР ВС, а также сведения об условиях обеспечения потребностей заказчика в учебных пособиях, плакатах, стендах, макетах и другом оборудовании, необходимом для освоения, эксплуатации и ремонта данного типа ВС с указанием стоимости комплекта, поставщиков, сро­ков и условий поставки.

Подраздел «Организация материально-технического обеспечения ТОиР» должен содержать сведения об особенностях организации взаимодействия за­казчика, разработчика и изготовителя ВС при материально-техническом обеспе­чении ТОиР, рекомендуемые организационные формы служб снабжения, орга­низации гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта, сведения об организации работ изготовителя по устранению недостатков ВС, в том числе особенностях взаимодействия заказчика, разработчика и изготовителя после окончания серийного выпуска ВС данного типа, а также сведения об условиях выполнения работ по модификации конструкции ВС.

В разделе «Информационное обеспечение ТОиР» приводят основные требо­вания и рекомендации разработчика и изготовителя ВС к системе сбора, обра­ботки и использования информации о техническом состоянии ВС, систем, изде­лий и оборудования на эксплуатационных и ремонтных предприятиях, излагают основные мероприятия разработчика, изготовителя и заказчика по взаимному обеспечению информацией о результатах эксплуатации, испытаний и исследо­ваний с целью совершенствования конструкции и устранения недостатков ВС, а также приводят отличия информационной системы технической эксплуатации данного типа ВС от действующих систем информации. При отсутствии указан­ной специфики раздел можно не оформлять с указанием соответствующих ссы­лок на НТД.

Содержание оформляется в виде подразделов: основные положения инфор­мационной системы технической эксплуатации; виды носителей информации о ТОиР; применение ЭВМ при ТОиР; программное обеспечение технической экс­плуатации.

Подраздел «Основные положения информационной системы технической эксплуатации» должен содержать сведения о назначении, структуре и составе системы сбора, обработки и использования информации о техническом состоя­нии ВС парка в системе ТОиР, общие принципы формирования информацион­ных потоков, правила обработки информации и принятия решений, требования к полноте, достоверности и качеству информации, а также перечень основных нормативных документов, регламентирующих информационное обеспечение технической эксплуатации ВС данного типа.

Подраздел «Виды носителей информации о ТОиР» должен содержать сведе­ния о применяемых при ТОиР документальных формах сбора, учета, использо­вания, и хранения информации о техническом состоянии ВС; правила заполне­ния применяемых форм, их учета, хранения и передачи другим организациям, а также сведения об особенностях документальных форм контроля и учета со­стояния ВС при выполнении доработок и устранении конструктивно­производственных недостатков.

Подраздел «Применение ЭВМ при ТОиР» должен содержать сведения о бор­товых ЭВМ и устройствах, применяемых для индикации, сбора и обработки ин­формации о техническом состоянии ВС, включая перечень параметров автома­тизированного контроля, а также рекомендуемые типы ЭВМ, применяемые для наземной обработки информации о ТОиР, нормы оснащенности предприятий вычислительной техникой и перечни параметров технического состояния и про­цессов ТОиР, обрабатываемых на ЭВМ.

Подраздел «Программное обеспечение технической эксплуатации» должен содержать сведения о применяемых при ТОиР алгоритмах контроля, оценки восстановления технического состояния и принятия решений о дальнейшей экс­плуатации ВС, а также рекомендуемые программы обработки информации на ЭВМ, условия обеспечения заказчика этими программами и их применение.

В разделе «Эффективность программы ТОиР» приводят суммарные значения показателей эффективности системы ТОиР ВС данного типа, обеспечиваемых реализацией данной программы ТОиР для различных вариантов ожидаемых ус­ловий технической эксплуатации.

Эффективность программы ТОиР оценивают в начале каждого этапа экс­плуатации типа ВС и далее через каждые 3—5 лет эксплуатации ВС по согласо­ванию заказчика и разработчика ВС.

Таким образом, программа ТОиР представляет план формирования системы ТЭ с изложением основных положений и целей этой системы. Следует отметить, что в зарубежной практике нет аналогов указанному стандарту, однако многие задачи из перечисленных выше решаются авиационными правилами (FAR, JAR), стандартами (ТСА, ICO) и договорами на поставку авиационной техники, но не в комплексе, как изложено выше, а по отдельным направлениям техниче­ской эксплуатации ВС ГА.

Реализация программы ТОиР должна обеспечивать поддержание заданных уровней безопасности, регулярности и интенсивности эксплуатации ВС при ми­нимальных затратах труда, времени и средств на техническую эксплуатацию ВС.